Что такое презентеизм и как он вредит компаниям в России
Опасаясь быть уволенными или желая заслужить похвалу начальства, сотрудники приходят в офис или работают удаленно, даже будучи больными или выгоревшими. Часть компаний приветствует такой подход, но на деле он может обернуться убытками
Александра Лушникова
Руководитель группы организационной эффективности
Industry Consulting
Часто приходится наблюдать ситуацию, когда сотрудники проводят в офисе намного больше времени, чем это действительно нужно для работы. Многие работники, заболев, идут не в поликлинику, а в офис, или работают удаленно. И движет людьми при этом, увы, вовсе не любовь к работе, а презентеизм. Презентеизм (от англ. present — присутствовать) — ситуация, при которой сотрудник проводит на рабочем месте больше времени, чем это необходимо или требуется условиями трудового соглашения.
Разновидность презентеизма – е-презентеизм. Круглосуточное присутствие работника онлайн и его готовность включаться в рабочие процессы в любое время. У сотрудников складывается ложное ощущение, что они должны быть постоянно на связи и всегда быть готовы отвечать коллегам и руководству, даже в нерабочее время. И такой подход способен навредить компаниям даже больше, чем честное отсутствие человека.
Основная причина презентеизма — страх. Страх потерять работу, страх потерять в доходах, боязнь проблем с начальством. Презентеизм также встречается в организациях, где сотрудники получают много задач, но руководство не расставляет приоритеты. Работник берется за одно задание, вскоре приходит другое. В итоге ни одно из заданий не выполняется хорошо, а сотрудник теряет мотивацию и, увы, здоровье.
«Мы наблюдали рабочий день одного мастера на российском заводе: он приходил за полтора часа до официального начала рабочего дня и уходил на час позже, потому что заполнял план работ и наряд-допуски на все работы, — вспоминает руководитель группы организационной эффективности Industry Consulting Александра Лушникова. — А потом примерно два-три раза переделывал, поскольку приходила обновленная информация по распределению работ. Вечером он делал наряд-допуски на следующий день, хотя это было не нужно и неразумно, так как на другой день приходили изменения. Когда мы спросили, зачем он делает ненужную работу, он ответил в духе: «У нас так принято — если ты не сгораешь на работе, не занят постоянно чем-то, то это неправильно».
«Мы работали с непроизводственной структурой над проектом с короткими сроками выполнения. У людей было много загрузки. Мы провели эксперимент: в течение месяца смотрели, как работают руководители разного уровня. Оценивали по двум критериям: сколько часов человек занят и насколько эффективно трудится. Выяснилось, что примерно треть руководителей — люди, которые находятся в офисе по 12 часов, но существенная часть их работы связана с потерями времени: избыточные действия, переключение с одной задачи на другую, которое не несет качественного прироста результата, просто размышления над задачами, не дающие выхлопа». По мнению эксперта, это было связано с многозадачностью: сотрудник брался за одно задание, ему вскоре приходило другое. В итоге ни одно из них не было выполнено хорошо, вдобавок сотрудник впадал в оцепенение. «При этом у людей была хорошая мотивация, они точно не стремились просто отсиживать положенные часы и горели делом», — отмечает Лушникова.
Согласно опросам, всего 24% россиян во время болезни всегда берут больничный. Представители кадровых компаний единогласно утверждают, что презентеизм негативно влияет на психическое здоровье сотрудников, вызывая дополнительный стресс, выгорание и нервозность. Известны случаи смерти в России и на Западе, которые напрямую связывают с переработками.
Руководителям нужно решить вопрос о взаимозаменяемости работников и разделении ответственности за принятие решений: проанализировать загруженность и задачи, которые выполняют сотрудники. Известны примеры компаний, политика которых запрещает добавлять рабочую почту на личные электронные устройства.
Люди иногда болеют, и это нормально. Поэтому важная задача руководства – дать понять сотруднику, в том числе – и на собственном примере, – что его круглосуточное нахождение онлайн и полное игнорирование плохого самочувствия – вовсе не благо для компании.
Ведь такой тип поведения и приводит к презентеизму.
Полную версию статьи читайте на сайте РБК Pro
Вам также может быть интересно
Как измерить эффективность?
OQ – «как IQ, только для организаций»
Задать вопрос Александре