Ведомости от 09.04.2020 Во многих компаниях огромный штат административно-управленческих работников. Насколько он помогает производству и организации в целом работать лучше? Вспоминается случай, когда в силу стечения обстоятельств в холдинговой компании был полностью упразднен аппарат управления. В итоге производственные показатели сильно выросли.
До сегодняшнего кризиса административно-управленческий персонал (АУП) многих компаний только рос. Например, в крупной нефтегазовой компании после 10 лет неуклонного роста численности управленцев теперь в среднем на одного нанятого рабочего приходится три администратора или управленца.
В крупной телекоммуникационной компании за 10 лет численность управленцев выросла на 10% при одновременном резком сокращении численности производственного персонала на 75%.
Кратковременное увеличение численности управленцев и администраторов бывает необходимо при реформах (разработке новых услуг, внедрении новой модели управления, цифровой трансформация бизнеса и т. п.). Однако снизить ее после завершения преобразований получается с трудом. Ведь если для увеличения численности всегда найдутся обоснования, то найти инициативных руководителей для ее снижения гораздо сложнее.
К тому же зарплаты офисного персонала растут быстрее, чем зарплаты производственного персонала, судя по данным Росстата, проанализировавшего зарплаты разных профессиональных групп с 2005 по 2017 г. В какой-то момент может показаться, что:
- администраторов и управленцев становится слишком много;
- они обходятся слишком дорого;
- зависимость между численностью персонала и выработкой не является очевидной;
- скорость исполнения процессов снижается;
- ценность каждого вновь нанятого сотрудника уменьшается.
При этом компания теряет управляемость, а скорость принятия решений снижается. Становится невозможно четко определить функциональность каждого подразделения, а также конечный результат его деятельности. Подразделения спихивают ответственность друг на друга, инновации внедряются с большим отставанием из-за длительных согласований. Административно-управленческий аппарат замыкается на обслуживании собственных потребностей, игнорирует проблемы производства и даже интересы акционеров. А подразделения соревнуются друг с другом в постоянном придумывании задач и проектов, только чтобы обосновать свою необходимость и расширить влияние.
Как поддерживать раздутый аппарат управления в тонусе? Простое сокращение численности управленцев на заданный процент (такая практика есть во многих крупных компаниях) не гарантирует, что оставшиеся будут работать лучше и что сохранятся важные и полезные для производства функции.
Поэтому численность административно-управленческого персонала нужно рассматривать в зависимости от нескольких показателей:
- Производительности управленцев: насколько трудозатраты соответствуют объему работы и задачам;
- Качества и скорости работы. Например, оцениваются скорость согласования договоров, закрытия вакансий, проведения проводок, подготовки отчетов и т. п.;
- Прозрачности управления: насколько быстро и просто топ-менеджерам получить необходимую информацию о работе подразделения и изменить его работу.